«Сделайте нам красиво!»

«Сделайте нам красиво!»Хотя участие российских спортсменов в Зимней Олимпиаде 2018 года в Пхенчхане до сих пор не подтверждено, форма для олимпийцев уже готова. Новый официальный партнер сборной России, бренд Zasport, представивший полный комплект экипировки, явно решил радикально изменить представления о спортивной форме, установившиеся за 15 лет безраздельного господства предыдущего поставщика, бренда Bosco Sport.

Про компанию Zasport и ее владелицу, Анастасию Задорину, увлеченно отписались практически все российские СМИ (в формате от блогерского до федерального) еще в начале года, когда стало известно, что патриарх российского фэшн-бизнеса Михаил Куснирович потерял право одевать олимпийцев страны. Практически все обращали внимание на происхождение Задориной (по данным Forbes, она — дочь президента волейбольного клуба «Динамо Москва», генерал-полковника ФСБ Михаила Шекина, возглавляющего службу обеспечения ведомства), из чего делались далеко идущие насчет Олимпийского комитета.

Сам ОКР лаконично объяснил, что новый контрагент предложил более выгодные условия — причина с точки зрения бизнеса более чем веская. С другой стороны, по данным базы «СПАРК», ООО «За спорт», владеющее торговой маркой Zasport, было зарегистрировано лишь 1 декабря 2016 года (Задорина значится единственным владельцем), что не может не вызвать естественного удивления: как столь молодая компания за столь короткий срок, если верить самой Задориной, умудрилась обзавестись производственной базой в нескольких странах мира.

Однако оставим вопросы бизнеса специалистам и поговорим о Задориной-модельере. Многие наблюдатели прошлись и по первым ее опытам в области моды — футболкам с «антисанкционными» принтами, вроде «Тополь санкций не боится» и «Санкции? Не смешите мои искандеры», выпущенными в 2014 году. Мало кто, впрочем, заметил, что патриотический порыв Задориной в точности следует главному модному тренду последних лет: больше провокации, больше вызова, больше, как нынче принято говорить, хайпа.

Трудности выбора

Трудно сказать, учитывались ли такие соображения принимавшими решение о контракте руководителям ОКР, но представленная в Москве полная коллекция олимпийской формы продолжила намеченную еще три года назад линию. Больше никакого сусального «а ля рюсс» (которым так раздражал чувствовавших вектор движения моды людей стиль формы Bosco), напротив — в тренде брутальная дворовая романтика, ностальгия по СССР 1980-х (который 28-летняя Задорина сама не застала) и строгая геометрия форм. «Эту форму — впервые за долгое время — я считаю довольно свежей. Минималистичный дизайн, современные силуэты, приятный стайлинг показа — мои аргументы «за», — считает Василиса Гусарова, эксперт моды, основательница и креативный директор агентства Sputnik Supervision. — Вопросы снова вызывают принты и графика, но это простительно, так как форма должна привлечь внимание интернациональных зрителей. Надеюсь, у нашей сборной будет шанс на демонстрацию этой одежды на Олимпиаде».

Не секрет, однако, что большинство россиян по-прежнему требуют от дизайнеров одежды «Сделайте нам красиво!» — причем «красиво» в самом замшелом, позднесоветском понимании эстетики моды. Парадокс в том, что к тому же периоду отсылают и наиболее актуальные дизайнеры последнего времени — от россиянина Гоши Рубчинского (по-прежнему куда более известного на Западе, чем в родных пенатах) до французского грузина Демны Гвасалии, креативного директора Vetements и Balenciaga.

«Мое первое впечатление от коллекции, которое не проходит даже при попытке найти хоть какое-то оправдание увиденному, — мы наблюдаем так называемую бланковую моду, — считает Сергей Тонков, основатель бренда аксессуаров St.Friday Socks. — Бланковая мода — это когда берут стандартную одежду, наносят на нее принты и называют это модной коллекцией: то, что делает сейчас половина марок одежды в России». По мнению эксперта, олимпийская коллекция — характерное зеркало российской моды: «Не сказать, что это плохо. Но, если честно, хотелось увидеть нечто большее: поиск формы, цвета и содержания. Ничего этого нет в представленной линии. Она простая, обычная, удобная. Просто это неинтересно, невкусно».

Эстетическое чувство советского человека формировалось картинками в привезенных редкими счастливцами из загранкомандировок каталогах западных посылторгов — всеми этими волоокими фрау в кофточках с рюшами и геррами в вареных джинсах с поясом под мышками. Как показывает реакция соцсетей на новую форму, «совок» оказался неистребим: большинство откровенно не «врубилось», что впервые за четверть века национальной сборной предложили одеться не просто «как люди», но действительно модно.

«Наконец-то форма сборной России выглядит молодежно. Чистые линии, графичный силуэт и выдержанно дозированное использование триколора подняло дизайн спортивной формы в этот раз на солидную высоту. Можно сказать спасибо дизайнеру, способному утвердить такую чистую, без переборов концепцию формы. В недалеком прошлом у нас была слишком нарядная форма для сборной, дизайнеры забывали, что один из основных признаков одежды для спорта — лаконичность. Сегодня все встало на свои места», — считает стилист Евгений Седой, преподаватель модной школы LISOschool.

Нарисуем, будем жить

«У нас много талантливых людей. Но система выбирает не талантливых. В России столько прекрасных дизайнеров, а форму для нашей олимпийской сборной делает Анастасия Задорина. Не хочу ничего сказать против, но она не имеет таких достижений, которые есть у перечисленных дизайнеров. И Ульяна [Сергеенко], и Андрей Артемов, и Гоша Рубчинский, уверена, сделали бы прекрасную форму. Десяток имен, бери любого! Вот вам жопа в индустрии моды. Когда отодвигают реально крутых дизайнеров с именем, продажами, поклонниками. Уверена, кто-то из них должен делать форму, символ новой России. До этого у Михаила Куснировича, конечно, были разные периоды и странные варианты формы для спортсменов, но обидно, что его самая крутая коллекция стала последней», — делилась мнением с «Лентой.ру» (правда, еще до презентации формы) Ксения Собчак.

Сходная точка зрения у Анзора Канкулова, руководителя направления «Мода» Школы дизайна НИУ ВШЭ: «Мне кажется, что есть две простых вещи, когда видно, что форма удалась: когда сборные идут одна за другой на открытии, и тебе очень приятно за то, что твоя сборная выделяется на фоне остальных, выглядит круче, чем другие; и когда ты видишь, что эти вещи носят люди на улицах — то есть эти вещи просто нравятся как одежда. То, что я вижу на картинках, выглядит неплохо, но, честно говоря, я не уверен, что эта форма по-настоящему работает и на первом, и на втором уровне».

Стилист Роман Горюнов, тем не менее, остался доволен формой и даже дал советы потенциальным покупателям: «Олимпийки и свитера с высоким горлом можно спокойно носить с синими джинсами, длинными пальто и кедами, будет выглядеть очень стильно и естественно. Любые свободные спортивные брюки из коллекции Zasport отлично смотрелись бы с белыми рубашками и белыми кроссовками. Прекрасный образ в стиле casual. Не бойтесь надевать несочетаемые вроде бы вещи. Сегодня очень модно быть нарочито небрежным и расслабленным, будто взяли первое попавшееся в гардеробе».

Стоит отметить и то, что Задорина (хотя бы номинально) сама создавала коллекцию, тогда как дизайнеры формы для Bosco большей частью были анонимными (известно, правда, что парадные комплекты для церемоний открытия и закрытия игр разрабатывал бренд Etro). Только в 2016 году модельер Егор Зайцев признал за собой авторство той самой понравившейся Собчак последней коллекции формы — и то в ответ на негативную реакцию в соцсетях.

Но, что бы ни говорили эксперты и рядовые граждане, новая форма сборной знаменует серьезный поворот в отношении к моде официальных структур. Псевдопатриотический, явно рассчитанный на западного зрителя балаган в стилистике matrioshka-balalaika, похоже, уходит в прошлое. Вероятно, это можно считать хорошим знаком — хотя условное «правительство» вновь, как и в стародавние времена, являет себя самым большим европейцем в стране. Ощущение близости «нового курса» к властным структурам не оставляет и некоторых опрошенных «Лентой.ру» специалистов. «Я эту тему не готов комментировать, это политика. Простите», — ответил на просьбу оценить форму руководитель модной школы School GOSH Гоша Карцев.

Впрочем, оглядываясь на историю постсоветской олимпийской формы, можно сказать, что почти вся она не нравилась никому из болельщиков (спортсмены большей частью благоразумно хранили молчание). Ни создававшиеся в 1990-е «гангстерские» плащи Юдашкина, ни «народные» жар-птицы и цветочки Bosco, ни показанные вчера «гоп-культурные» полосы и слоганы Задориной не вызвали в массах должного энтузиазма. Возможно, именно это неприятие в какой-то мере может служить истинным барометром и отношения россиян к большому спорту, и их так надсадно провозглашаемого патриотизма.

По материалам lenta.ru